В Самаре стартовало Всероссийское биеннале ультранового искусства Homo Urban

0

Более 50 художников из различных регионов страны, включая Нижний Новгород, Казань, Ярославль, обе столицы и, конечно, саму Самару, представили публике свои работы на Всероссийском биеннале ультранового искусства Homo Urban в Самаре — от графических полотен, скульптур и коллажей до причудливых инсталляций в виде осьминога в ванной или одноногой женщины-панка с расписанной в стиле граффити головой.

В Самаре стартовало Всероссийское биеннале ультранового искусства Homo Urban

© Российская Газета

Вполне привычные образы собак, кошек и мультяшных героев были явлены не иначе как в обрамлении авторских шрифтов. Кто-то вздыхал, что такие творения — "на любителя", но другие тут же возражали, что все искусство — на любителя, а современное — так и вовсе на смелых, ибо еще не обросло авторитетными рецензиями и пылью веков. Но так или иначе, а зрителей разных возрастов набралось битком сразу на два этажа Самарской областной библиотеки. И это в канун летнего уик-энда, когда публика традиционно предпочитает "пленэр" "натюрморту".

На вопрос "Не страшно ли было пустить в библиотеку творцов, которых даже с улиц гонят", директор галереи "Новое пространство" Дмитрий Вырыпаев ответил: "У меня нет мании величия утверждать, что то, что они делают, никому не нужно. Надо понимать, чем они дышат, чем живут и куда устремлены. Это одновременно и попытка изучения феномена уличного искусства и культурных практик, которые они осуществляют, и к чему это приведет. У этой молодежи есть качества, которые я редко вижу в академических историях, — это дерзость и смелость. Они вчера расписанную лопату присобачили к потолочному светильнику. Снял только потому, что не положено по пожарной безопасности, но идея интересная. Пусть дерзают! В любом случае свяжут они свою дальнейшую жизнь с искусством или нет, этот опыт сделает их глубже и содержательнее".

Именно поэтому традиционно раз в год галерея в библиотеке предоставляет свою площадку молодым творцам.

Стоит признать, что сами они — народ довольно разношерстный. Познакомившись с командой TRKS, существующей в Самаре с 2009 года, узнаю, что в их рядах есть заводской инженер, будущий психолог, потенциальный "рулевой" РЖД. Но за дверьми своих "контор" они испытывают общее желание сделать мир вокруг себя, будь то старый двор, заброшенный цех, безликий забор, местом самовыражения, а если получится, то и новым арт-объектом.

Лидер команды, рисующий под ником AN, считает, что среди классических книг уличное искусство смотрится неожиданно. Но поскольку собралось много ребят, увлеченных граффити, все чувствуют себя по-домашнему. "Уличное искусство может существовать не только под открытым небом, но и в любых пространствах, ведь у него много ответвлений. Можно, например, тэги или графику нарисовать на холсте так, что они будут украшением какого-нибудь лофта. Таким образом, грань стирается", — рассказывает собеседник, добавляя, что кроме чистого творчества появилось и такое явление, как граффити-туризм, когда уличные художники ездят друг к другу в разные города и даже страны.

"Никогда не думал, что буду выставлять свои работы в академическом пространстве. Но интерес, который проявляют к уличному искусству, радует, — делится художник BLASTER. — Некоторые полагают, что на улицах рисуют только те, кто и кисть в руках держать не умеет, но это не так. У меня, например, за плечами художественная школа и училище. Многие наши ребят пишут хорошие картины на холстах, но простор, улица дают совершенно другие возможности".

Правда, один из художников, Илья, посетовал, что на выставке много тех, чьих работ на улицах не встретишь, а это нарушает чистоту жанра.

Что же до публики, то ее синергия как раз радовала. Кроме изобразительных работ на биеннале было много уличных танцев и музыки. К тому же многие из участников не только демонстрировали свое творчество, но и проводили здесь мастер-классы, лекции, творческие встречи.

Источник: rambler.ru