Туристический БАМ: что посмотреть любопытным туристам на главной железнодорожной магистрали страны
Как мы поняли, и железнодорожные приключения, и архитектура вокзалов очень заинтересовали наших читателей. Признаться, даже чуть больше, чем мы ожидали. Поэтому историк транспорта, известный блогер Сергей Сигачев, который уже подготовил для вас два обзора самых интересных вокзалов в России, сегодня рассказывает, что интересного посмотреть на БАМе – одной из главных магистралей нашей большой страны. Тем более что в 2024 году дорога отмечает юбилей – 50 лет от даты принятия решения о строительстве магистрали.
Поездка по Байкало-Амурской магистрали – сама по себе познавательное и захватывающее путешествие. К сожалению, железнодорожный туризм вдоль этой важной трассы пока развит значительно меньше, чем хотелось бы: уровень туристической инфраструктуры там слабоват.
Однако нужно же с чего-то начинать. Поэтому сегодня начнем с того, что обязательно нужно увидеть на БАМе. В числе местных достопримечательностей – и вокзалы.
В двух рейтингах вокзалов, которые были опубликованы у нас ранее, отсутствовали вокзалы Байкало-Амурской магистрали. И это неспроста: вокзальная архитектура здесь сама по себе очень необычна.
БАМ строил весь Советский Союз и конкретные вокзалы с поселками были поручены либо союзным республикам, либо крупным городам и областям РСФСР. Поэтому многие сохранили неповторимый стиль своей, порой очень далекой союзной республики или какого-то города.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
ВОСЕМЬ САМЫХ КРАСИВЫХ ВОКЗАЛОВ-«ДВОРЦОВ» В РОССИИ
ДЕСЯТЬ САМЫХ УДИВИТЕЛЬНЫХ ВОКЗАЛОВ РОССИИ
ПЯТНАДЦАТЬ САМЫХ УДИВИТЕЛЬНЫХ АЭРОПОРТОВ РОССИИ
ОТ НЕВЫ ДО БАЙКАЛА – КАК ОТРАЗИТЬ ВОДУ В АРХИТЕКТУРЕ ВОКЗАЛА
Начнем с города Северобайкальска, который строил Ленинград. Там находится, пожалуй, один из самых необычных вокзалов. Он действительно ни на что не похож и напоминает гигантскую волну с прозрачным остеклением внутри.
Интерьер очень светлый и тоже здорово отличается от «соседей». Сам город проектировали и строили ленинградцы, но архитектор вокзала – новосибирец, Владимир Авксентюк.
«…Вокзал в Северобайкальске – один из любимых вокзалов, в архитектуре его хотелось выразить присутствие Байкала», – говорил архитектор про свое детище.
Вокзал в Северобайкальске. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
ОТ СТОЛИЦЫ К СТОЛИЦЕ, ЧЕМ УДИВИТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА ТЫНДА
Необычен и вокзал в «столице БАМа», Тынде. Он был спроектирован московскими архитекторами и открыт в 1986 году. Он выглядит так – как будто бы гигантский лебедь широко раскинул крылья.
Высота центральных башен – 48 м, и это самый высокий вокзал на Дальнем Востоке. Внутри вокзал тоже выглядит монументально, а его стены украшены БАМовскими картинами. В самом центре светового зала – фонтан «Весенняя красота».
Вокзал Тынды. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
ОТ АЗИИ ДО ЕВРОПЫ: РАЗНООБРАЗИЕ АРХИТЕКТУРЫ НА БАМЕ
Вокзалы с национальным стилем союзных республик на БАМе разнообразны и неповторимы. Вокзал Ангоя возводили строители из Азербайджана (причем и стройматериалы тоже завозились оттуда), поэтому здание несет в себе восточные тюркские мотивы.
Ангоя, вокзал. Фото: Михаил Крайнов для АТОР
Другой вокзал с восточными мотивами, не менее запоминающийся – Новая Чара. Его строил Казахстан: получилась гигантская юрта среди безбрежной забайкальской тайги.
Вокзал Новая Чара. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
При подъеме на Северомуйский перевал есть станция Кюхельбекерская, названная в честь одного из декабристов эпохи начала XIX века.
Здание этого вокзала сложено из розового армянского туфа и тоже имеет необычный для этой местности вид. Секрет прост: строила его Армения.
Станция Кюхельбекерская на БАМ. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
В качестве антитезы восточным мотивам обратим внимание на две станции, строившиеся уральцами РСФСР – это Юктали, которую строила Челябинская область, и Хорогочи, которую строила Свердловская область (и город, который ныне называется Екатеринбург).
Вокзалы этих станций отражают преобладающий стиль той эпохи – угловатый железобетонный «брежневский» модернизм, который был столь популярен в начале 1980-х годов.
Станция Юктали на БАМ. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Станция Хорогочи на БАМ. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Радикально иной образчик архитектуры – вокзал Новый Уоян. Это уже Прибалтика: его строила Литва, и здесь прослеживаются этакие «черепичные» мотивы, похожие на застройку старого средневекового города в Вильнюсе.
Вокзал Новый Уоян. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Вокзал Новый Ургал строила тогдашняя Украинская ССР – Киев и Донецк. Здесь интересен не только внешний вид вокзала, но и оформление интерьеров – например, мозаики на тему русско-украинской дружбы.
Вокзал Новый Ургал. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА БАМА: ЛЮБУЕМСЯ БАЙКАЛОМ ИЗ ОКНА ПОЕЗДА
Необычных БАМовских вокзалов гораздо больше, чем мы могли упомянуть в этом обзоре, но «нельзя объять необъятное», а БАМ, конечно, это не только вокзалы.
На протяжении 4200 км от Тайшета до Совгавани, само собой, очень много и природных достопримечательностей. А чтобы с ними познакомиться ближе – надо хорошенько смотреть вокруг и заранее читать наши обзоры!
Поезд, идущий вдоль Байкала. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Во-первых, это сам берег северного Байкала с молодым городом Северобайкальск и старинным русским поселком Нижнеангарск. БАМовский поезд около часа проходит вдоль Байкала и за это время от окна невозможно оторваться ни на минуту: поверьте, виды там замечательные!
С одной стороны – гладь «Священного моря» со снежными хребтами на горизонте, с другой – лесистые сопки и целая цепочка Мысовых тоннелей.
Вид на железную дорогу со стороны Байкальского тоннеля. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
А перед тем, как спуститься к Байкалу, поезд взбирается на Байкальский хребет с головокружительными петлями и поворотами, когда ты видишь следующий за тобой поезд.
РЕКИ, МОСТЫ И САМАЯ СЕВЕРНАЯ ПУСТЫНЯ ЕВРАЗИИ: ИЗУЧАЕМ КРАСОТЫ ВДОЛЬ БАМА
Во-вторых, есть на БАМе и своя «пустыня» – это желтые пески Чары недалеко от одноименного поселка на самом севере Забайкальского края. Самая северная пустыня материка Евразия, между прочим!
Невероятно красиво озеро Леприндо – и Малое, и Большое, вдоль которого проходит поезд, забираясь на перевал Мурурин – самую высокую точку железных дорог России.
Голубые чаши этих озер находятся на высоте около 1000 м над уровнем моря.
Озеро Леприндо. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Одно из чудес БАМа – Чертов мост на обходе Северомуйского тоннеля. Сейчас пассажирские поезда там не проходят, они идут напрямую через тоннель – но ходит рабочий поезд, и может быть, когда-нибудь пойдут и туристические поезда.
Чертов мост на БАМ. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
А когда пассажиры отъезжают от станции Таксимо, в окна вагона они видят стильный памятник «Самолет», который напоминает нам о первой регулярной аэрофотосъемке в СССР 1930-х годов.
Станция Таксимо и памятник самолету. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
И, конечно же, БАМ – это пересечение множества красивых и больших рек, в том числе таких крупных, как Ангара, Витим, Бурея, Зея, Амур, Олёкма и других, средних и мелких.
Бурея, мост. Байкало-Амурская магистраль. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Мост через Амур. БАМ. Фото: Сергей Сигачев для АТОР
Порой северные реки Сибири и Дальнего Востока долго и живописно вьются вдоль магистрали, даже часами – так уж проложили рельсы по долинам. Таковы Олёкма, Тумнин, Хани, Нюкжа, Гилюй.
Сергей Сигачев
Фото: Сергей Сигачев, Михаил Крайнов для АТОР
Источник: atorus.ru