Сейчас наши аэропорты получают решения, на практике доказавшие свою эффективность
Компания «Рексофт», реализовавшая ряд IT-проектов в аэропортовой сфере, планирует расширить линейку продуктов для воздушных гаваней. Александр Семёнов, директор департамента транспорта и логистики группы «Рексофт», рассказал «АвиаПорту» об опыте создания и внедрения решений, в частности для управления обработкой багажа, а также поделился планами по развитию бизнеса.
— Какой опыт накопил «Рексофт» в авиатранспортной отрасли?
— «Рексофт» выполняет проекты по автоматизации аэропортов с 2015 года. За это время наши решения по обработке багажа внедрены более чем в 20 аэропортах – от небольших региональных аэропортов до крупных хабов, таких как «Пулково», «Домодедово», «Шереметьево». Особенность состоит в том, что в период кризиса мы смогли не только сконцентрировать накопленный опыт, но и использовать его в совместной работе с командами аэропортов. Например, в 2022 году совместно с коллегами из «Домодедово» в терминале Т2 мы сделали реверс-инжиниринг систем и запустили комплекс в эксплуатацию уже летом 2023 года.
— «Рексофт» приобрёл ряд активов у иностранных компаний, ушедших с рынка. Как это повлияло на возможности компании по созданию продуктов для аэропортов?
— Действительно, с апреля 2022 года группа начала расширяться. В частности, к нам присоединилась команда стратегического консалтинга Accenture. Проекты, которые начинаются с разработки стратегии и операционной модели, сегодня генерируют порядка 30 % оборота группы. Почему так происходит? Ситуация на рынке такова, что заказчику важна верификация своих ИТ-стратегий и гипотез, а порой нужна помощь в формировании требований к конкретным проектам, которые идут от бизнес-идеи и требуют изменения операционной модели или процессов. И здесь консалтинговая экспертиза органично вплетается в нашу многолетнюю технологическую практику, мы совмещаем стратегическое видение с тем, что оно может быть эффективно внедрено. Аэропорты также заинтересованы в таком подходе.
— Как организационно был решён вопрос реализации масштабных проектов в аэропортовой области? Сколько и откуда пришлось привлечь новых специалистов? Были ли сформированы новые подразделения в компании?
— Благодаря более чем 30-летнему опыту в ИТ, в «Рексофт» выстроена система работы с проектами, неоднократно подтвердившая свою эффективность. Это полноценный жизненный цикл создания решения: проектирование, разработка, производство, внедрение, запуск. Одной из наших «фишек» является создание цифрового двойника системы, когда мы виртуально проектируем систему с учётом существующих систем, топологии аэропорта, прогнозируемой загрузки, сложных ситуаций. Такая предварительная работа позволяет обходиться достаточно небольшой командой на месте при пусконаладочных работах. Но вы правы, с ростом проектов идёт и рост штата. За последние два года мой департамент вырос на 30 %. Воспитываем специалистов как сами, так и нанимаем уже сложившихся профессионалов. Также наше масштабирование происходит за счёт расширения команд, а также через подключение партнёров.
— Как были организованы работы с «Пулково» с точки зрения управления проектами и взаимодействия с заказчиком?
— Оба проекта для «Пулково» – багажная система и система управления мобильными ресурсами – это комплексные, глубоко кастомизированные проекты. Здесь особенно значима совместная работа с командами аэропорта. Заказчик обеспечил разработку и внедрение своим уникальным опытом в предметной области – специалисты заказчика разработали и внедрили эффективную модель реализации многоуровневого планирования с элементами предиктивной аналитики. Вообще это очень важная часть проекта внедрения комплексных кастомизированных решений – объединение профессиональных команд исполнителя и заказчика.
— По внедрению багажной системы у «Рексофт» был опыт «Пулково», «Домодедово», в Минеральных Водах. Были ли какие-то различия в этих проектах с технической и организационной точки зрения?
— Да, были. Такие проекты зависят от уровня и размера аэропорта и глубины задачи (покрытия уровней технологического решения). Например, для аэропорта Минеральных Вод был реализован проект всего комплекса «под ключ», включающий проектирование, производство механической части, разработку программной части, пуско-наладку и внедрение всего комплекса. В «Пулково» и «Домодедово» была проведена модернизация существующего аппаратно-механического комплекса с полной заменой ПО, которая обеспечила аэропорту технологическую независимость. Но и здесь есть различия. В «Домодедово» работы проводились в новом терминале Т2, который не функционировал до окончания работ и был запущен после их окончания летом 2023 года. В «Пулково» же совершенно другой режим – работы должны проводиться без остановки операционной деятельности аэропорта.
— Претерпели ли решения «Рексофт» изменения из-за ситуации последних лет?
— Безусловно, наши решения развиваются, вбирая весь опыт, полученный при реализации каждого из наших проектов. В результате сейчас наши аэропорты получают полномасштабные решения, на практике доказавшие свою эффективность. Это позволило внести программные комплексы «Рексофт» в реестр отечественного ПО и вклад в это ИТ-специалистов наших заказчиков весьма существенный.
— Как вы видите развитие аэропортового направления для себя? Планируется ли создавать новые продукты?
— Да, мы работаем над расширением нашего продуктового портфеля. В первую очередь это касается смежных систем управления для того, чтобы предоставлять заказчикам законченные комплексные решения, максимально полно «закрывающие» их потребности. Это системы управления операционной деятельностью аэропорта, системы безбарьерной среды, цифровые двойники аэропорта. Также мы смотрим в сторону сервисов для пассажиров, развития коммерческой части и проектов в области безопасности.
— Есть ли новые внедрения? Есть ли потенциал выхода с этими решениями на внешние рынки?
— Совсем недавно был запущен терминал D в аэропорту «Шереметьево» на нашем программном обеспечении. Конечно, мы смотрим на внешние рынки. Это важно и для развития бизнеса, и для повышения конкурентоспособности самих решений. Мы анализируем ближнее зарубежье, ЮВА и Африку. Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Источник: aviaport.ru