Подешевеют ли Абхазия и Белоруссия после «приравнивания» туров в эти страны к внутреннему туризму?
Правительство поддержало законопроект о снижении финансовой нагрузки для туроператоров в сфере выездного туризма, которые формируют продукт на территории «дружественных стран». Речь идет о снижении размера финобеспечения и размера взноса в фонд персональной ответственности. Эксперты АТОР пояснили, как возможное принятие поправок отразится на рынке и ценах.
КАКИЕ ЛЬГОТЫ ПРЕДЛАГАЮТ В ЗАКОНЕ
На сайте Госдумы опубликован положительный отзыв правительства на законопроект №504175–8 о внесении поправок в закон об основах туристской деятельности.
Этим законопроектом, в частности, предлагается ввести новую статью 17.2. (1) «Реализация туристского продукта в дружественные страны».
Из текста статьи следует, что у туроператоров по выездному туризму, если они отправляют туристов в эти страны, размер фингарантии может быть 500 тыс. руб. – то есть такой же, как у туроператоров по внутреннему туризму.
Кроме того, туроператоры вправе не учитывать общую цену туристского продукта в эти страны при исчислении размера финансового обеспечения ответственности туроператора на новый срок.
КАКИЕ СТРАНЫ СТАНУТ ЛЬГОТНЫМИ
В самом законопроекте это не указано: написано, что перечень таких «льготных» стран определит Правительство РФ.
И тут есть некая неопределенность. Дело в том, что нет никакого законодательного определения «дружественных стран». Согласно позиции МИД России, дружественными автоматически считаются все страны, не вошедшие в перечень недружественных.
Но сейчас основной выездной турпоток идет как раз в такие страны, которые к недружественным не отнесены. Так, Турция, ОАЭ, Таиланд, Египет, Мальдивы, Шри-Ланка, Куба и пр. не относятся к списку «недружественных» и именно на эти страны приходится почти весь объем прямых рейсов из РФ. На перечисленные страны приходится около 90% всего выездного туристического трафика по линии туроператоров.
«Но в правительстве наверняка не захотят приравнивать эти направления «дальнего зарубежья» к внутренним и давать для них льготы. Так, что вероятнее всего, в перечне правительства речь пойдет только о таких странах как Абхазия и Белоруссия, по которым, по сути, действительно формируется аналог внутреннего туристического продукта, ведутся расчеты в рублях, и куда можно ездить без загранпаспорта», – считает вице-президент АТОР по международному туризму, гендиректор туроператора Space Travel Артур Мурадян.
Сейчас формулировка в законопроекте очень широкая: фактически, ее можно использовать и для стимулирования турпотока в «дальнее зарубежье» или распространять только на страны зарубежья «ближнего».
«Конечно, турбизнес за то, чтобы распространить льготу на все дружественные страны, включая дальнее зарубежье – Турцию, Египет, ОАЭ, Таиланд и пр. Тогда отпадет необходимость формирования всех фондов при «Турпомощи» – резервного фонда и фонда персональной ответственности. Ведь, по сути, объем совокупного туристического продукта по этим массовым странам будет равен нулю», – говорит Артур Мурадян.
ДЛЯ ПЕРЕЧНЯ «ДРУЖЕСТВЕННЫХ» СТРАН НУЖНЫ БОЛЕЕ ЧЕТКИЕ КРИТЕРИИ
Напомним, что идея юридически приравнять реализацию турпродукта в некоторые страны к внутреннему туризму обсуждается уже давно. Более того, законопроект был внесен в Думу еще в декабре 2023 года, после чего требовалась его доработка.
У самих депутатов были вопросы к формулировке «дружественные страны» в законопроекте.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Как недорого слетать на бархатный сезон в Европу
- Когда подешевеют туры на море в Абхазию
- В Белоруссию весной: как ехать, где жить, что покупать
- Что нового готовит Абхазия для туристов летом 2024 года
«Указанная формулировка в основном используется применительно к государствам, которые поддерживают и развивают отношения с Российской Федерацией в рамках различных наднациональных объединений (БРИКС, СНГ, ЕАЭС, АСЕАН). При этом стоит обратить внимание на то, что перечень дружественных стран может изменяться в зависимости от геополитической обстановки, что в свою очередь может негативно сказаться на стабильности правоотношений в сфере туризма», – решили депутаты Госдумы.
Представители турбизнеса выразили готовность помочь продолжить работу над законопроектом, устранив расплывчатость формулировок.
«Главная логика такого списка, на наш взгляд, должна, прежде всего, основываться на факте наличия у России сухопутной границы со страной, куда есть регулярный и большой турпоток из РФ. То есть в случае наступления проблем, туристов из такого государства намного проще вывезти, чем из других зарубежных стран», – говорил Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР, гендиректор туроператора «Дельфин».
Еще один возможных критерий для определения таких стран – паспорт.
«На мой взгляд, критерием, по которому можно было приравнять страну к внутреннему направлению, мог бы быть факт того, пускает ли эта страна к себе россиян по российскому внутреннему паспорту или нет. Если задействуется загранпаспорт, то риски возрастают и требования могут быть более жесткими», – говорил ранее Артур Мурадян.
ПОДЕШЕВЕЮТ ЛИ ТУРЫ В БЕЛОРУССИЮ И АБХАЗИЮ С ПРИНЯТИЕМ ЛЬГОТ ДЛЯ ТУРОПЕРАТОРОВ
Эксперты считают, что на данный момент принятие нормы значительного влияния на рынок туров в Абхазию и Белоруссию, которые на 99% окажутся в списке «дружественных стран», не окажет. И на цены – тем более. Речь идет о снижении нагрузки на турбизнес и оптимизации его внутренних издержек, а не о снижении цен на туры (их все равно формируют партнеры туроператоров – отели и авиакомпании).
«Новых операторов мы не видим, все игроки рынка, которые работают с этими странами, уже имеют финансовое обеспечение для выездного туризма. Небольшое снижение взносов в фонд персональной ответственности вряд ли увеличит турпоток в эти страны и скорее всего, никак не повлияет на цены. Затем, важно понимать, что сам список «дружественных стран» может измениться. И как тогда страховать «выпавшую» страну?», – говорит Сергей Ромашкин.
Анна Бирюкова
Фото: Wikimedia Commons
Источник: atorus.ru